Штрафбат боевых экстрасенсов (rebel_rouge) wrote,
Штрафбат боевых экстрасенсов
rebel_rouge

Categories:

Кино про плохих людей. Вместо резюме

Как известно, фильмы и игры учат детей плохому. А для нас нет ничего важнее защиты детей. Как сказала одна умная женщина, детей уже защитили от всего - от насилия, от вредной информации, от совести, ответственности, образования... Когда в прокат выходит фильм с взрослым рейтингом, из-под каждой лавки несется визг: "Каквыможыте показывать это детям???" А когда заход про детей не срабатывает, начинается другая шарманка, что фильмы даже взрослых учат плохому. Мне как девочке, росшей в 90-х, это особенно смешно.

Джо уже говорил, а я повторю - показ негативного персонажа или явления в фильме не сделает из зрителя убийцу и насильника. Почему?
Достаточно взглянуть на фильмы, которые я недавно посмотрела. Да, герои в них ведут себя непорядочно, но если не ковырять в глазах сверлом, то... внезапно можно увидеть либо справедливое воздаяние, либо изменение героя в конце.
Итак, поехали по списку.
"Киллер"? Оба злодея погибают в конце.
"Воины"? Главный герой в конце меняется и есть шанс на то, что он захочет изменить свою жизнь.
"Ирландец"? Умирает, брошенный всеми, в доме престарелых.
Только Слевину удалось соскочить после убийства двух невинных людей. И то не сказать, чтобы его это не парило.
Даже нашумевший "Джокер" никак нельзя назвать фильмом со счастливым концом.
Ни в одном из этих фильмов зло как таковое не романтизируется, разве что в "Воинах" самую малость. Да и то не сами преступления этих уличных банд, а образы главных героев. В фильме-то они почти ничего противозаконного не делают. Даже покупают жетончики в метро в отличие от банды антагониста, который грабит ларек с закусками ради шоколадки)

В любом случае, нигде не говорится: "Твори зло, и все будет зашибись!" Не будет. В этом-то и посыл подобных фильмов - зло должно быть наказано и оно будет наказано так или иначе. И даже там, где вроде нет положительных персонажей, из двух зол в проигрыше остается большее зло или следует moralite "не надо так", как в том же "Ирландце", ведь в отличие от "Славных парней" в новом фильме Скорсезе никто не выиграл. Главари мафии умерли в тюрьме. Продажный профсоюзный лидер был убит.

Еще один отличный фильм Скорсезе "Бешеный бык" из той же серии. Главный герой, который и так-то не был образцом нравственности, испытывая головокружение от успехов, совершает много неблаговидных поступков и в итоге что? Теряет семью и свой бизнес, а потом подбирает какие-то жалкие крохи былой популярности.

Чего у всех этих фильмов действительно не отнять, так это того, что смотрят они на злого и порочного героя не как на набор штампов о злодеях, а как на человека, у которого есть характер, мотивация и какие-никакие принципы. Он может совершать злодейство как безрассудно, так и терзаясь муками выбора, потому что любой выбор в его ситуации будет неправильным.

Так что такие фильмы нужны и необходимы.
Во-первых, нельзя представить себе абсолютно стерильную культуру, из которой изъяты образы зла. Организм, растущий в условиях, где нет болезнетворных бактерий и микробов, обречен на гибель вне этих идеальных условий, потому что нет у него иммунитета против враждебной среды.
Во-вторых, человеку свойственно философствовать. Рано или поздно любой задумается, почему кто-то совершает зло: таково уж свойство нашей натуры - с помощью мыслительных и творческих процессов пытаться осознать свое место в этой Вселенной и разгадать мотивы наших поступков. Мне в силу специальности нужно штудировать труды философов и правоведов, и я каждый раз поражаюсь многообразию теорий о праве, обществе, соотношении общества с правом, о проступках и воздаянии и прочих аспектах. А некоторые граждане (не будем показывать рулоном обоев на них) хотят просто выкинуть на свалку всю историю человечества (кровавую, жестокую историю!) и заменить ее пасторалью в стиле картинок из журнала "Сторожевая башня". Но, как говорил классик, это устроено иначе и работает не так.  Зло, насилие, жестокость нужны в терапевтических дозах здоровому человеку. А просмотр боевиков и игры в войнушку отлично канализируют эту потребность в насилии.
Tags: важнейшее из искусств, киноквест, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments