Штрафбат боевых экстрасенсов (rebel_rouge) wrote,
Штрафбат боевых экстрасенсов
rebel_rouge

Category:

Can you hear me, Major Grom?

Четвертый холодильник бабла от Бабблов добрался до Ханты-Мансийска с некоторым опозданием, поэтому из нашей «Фантастической четверки» я последняя посмотрела фильм и мне есть, что сказать.

В кино я шла, будучи абсолютно неподготовленным зрителем. То есть, с первоисточником в виде комикса я не знакома. Впервые о таком персонаже как Игорь Гром я узнала из той самой первой короткометражки, которая у меня, человека, который не любит ни российское кино, ни комиксы, вызвала бешеный восторг, и я подумала: «Вот хоть бы сняли полноценный фильм! Я с удовольствием на него схожу!» Ну что ж, желания имеют свойство иногда сбываться, правда, не совсем так, как рассчитываешь...
Скажу честно, я вообще в этот раз в кино не собиралась. Я думала, что вернусь в нашу с Джо нору, и мы засмотрим вместе, но из-за всего этого бурления вокруг я поняла, что до лета не дотерплю, к тому же появилось желание поддержать фильм своей трудовой копейкой.

Что можно сказать по итогу? Я хотела посмотреть интересный, красиво снятый и отлично прописанный боевик — я получила вагон и маленькую тележку впечатлений. Это как раз тот случай, когда в фильме всего хватает — и экшна, и погонь, и драмы, и даже парочки не самых очевидных твистов (повторяю — я комикс не читала). Там нет затянутых моментов, чтобы нагнать хронометраж. Если длинные сцены присутствуют, то это обосновано сюжетом, и что характерно — актеры в них играют, а не просто тупо пялятся друг на друга. Не знаю, почему, но перед просмотром я именно этого и боялась — что персонажи будут тупить, как в 6 сезоне «Игры престолов». Рада, что ошиблась.

— Где деньги, Лебовски? — В холодильниках!
Кстати, о персонажах. Все мы знаем, что бэд эктинг из бэд директинг. Когда я увидела в главной женской роли Любовь Аксенову, я взгрустнула, потому что помню, каким бревном она была в таких шедеврах как «За гранью реальности» и «Ночные стражи». НО! То ли в «Громе» удачно попали в роль, то ли она на самом деле умеет играть. Персонаж Юлии Пчелкиной получился живым, в него веришь; он, точнее, она не раздражает, хотя журналюх, которые ради горячей сенсации и лишнего лайка готовы на все, я люто и бешено ненавижу. Очень радует, что Пчелкину не сделали такой на экране (про ее прототип в комиксе я знаю примерно…ничего).

Единственное, чему я не верю, так это тому, что питерская девочка ни разу не ела шавуху.

Тихон Жизневский на экране прекрасен. Многие были недовольны, когда заменили актера, но я считаю, что это как раз плюс, потому что актер, снявшийся в короткометражке, конечно, хорош, но по сравнению с Жизневским простоват. У Тихона все же более интеллигентный типаж. Когда он появился в кадре, в зале стало значительно жарче! Давненько у нас в фильмах не было образа простого крутого мужика, который не похож на бандита из 90-х, который хорош собой, но при этом не слащав, у которого сложный характер, но который не занимается саморефлексией половину фильма и не обсасывает детские психологические травмы.

— Меня зовут Гром. Игорь Гром.

Нам буквально парой сцен раскрывают его отношения с отцом, отношения отца с его нынешним начальником и истинную суть отношений с самим начальником. И все это без размазывания соплей на тему «Я такой несчастный, такой сложный, у меня такой богатый внутренний мир!»


— Игорек, я слишком стар для этого дерьма! Мне 3 дня до пенсии!

Даже Разумовский, поехавший хикка-миллиардер, не вызывает желания разбить ему смазливенькое личико. Хотя личико, кстати, довольно занятное. Одинаково убедительно сыграть милую пупусю и маньяка — это надо уметь.



Порадовал Хабенский в роли этакого сумасшедшего ученого. Опять же — удачно попали в роль и образ.

Богачи и мажоры тоже показаны отлично — как только они появляются в кадре, сразу начинаешь желать им зла. Их образы гротескны и карикатурны, что в данном случае прекрасно работает и вызывает у зрителя нужные эмоции.



Ну а образ Федора Прокопенко испортить было сложно — это типичный орущий начальник полицейского участка, который хоть и грозится уволить главного героя, но на самом деле за него и в огонь и в воду. Классика как она есть.



Теперь о других персонажах.
Многие из них откровенно переигрывают или просто неестественно ведут себя в кадре, как, например, коллеги Грома. Местами попахивает плохими сериалами про ментов.

Нет, не этими. Этот крут.
Сайдкик Грома Бима Дубин слишком уж сильно пытается быть одновременно и смешным напарником, и Шуриком, поэтому частенько выглядит, как трусливое чмо. Но ребят, наивность/идеализм/неопытность =/= трусость. Это работает иначе. И поэтому данный персонаж меня откровенно раздражал.



Также совершенно клоунским (да простят меня работники цирка) вышел ФСБшник. Когда он появлялся в сцене, я каждый раз думала, что он тайком покуривает вещдоки после облав на торговцев марихуаной.

Ну и как уже неоднократно говорили, довольно странным получился информатор Грома — босс качалки непонятной национальности. Кавказец с еврейским акцентом, ведущий себя, как нигра из гетто и сыгранный украинцем. Понятно, что хотел сказать автор. Только вот если на Западе плохой район — это район, где заправляют всем черные банды, то в России с этим туговато, поэтому приходится добавлять местного колорита в стиле «я твой дом труба шатал». Поэтому получился винегрет.
Как, кстати, и с полицейским участком, который явно срисован с американского кино. Но тем не менее я просекла. Да, сначала это вызывает когнитивный диссонанс, однако потом я подумала, что это даже плюс — нас не привязывают к питерской полиции (потому что иначе зритель будет ждать сиквела «Улиц разбитых фонарей» или «Бандитского Петербурга»), то есть у нас на экране есть какая-то сферическая полиция в вакууме. А если вы хотели реализма, дорогие товарищи, то за этим — в следственные отделы. Поверьте, вы умрете со скуки в первые же 20 минут.

Так что даже такой странный образ полиции в фильме скорее не баг, а фича, этакий узнаваемый образ, который в сознании российского зрителя не испорчен личным опытом общения с ребятами в форме и криминальными сводками. Здесь подобное клише работает.\



Раз уж мы подняли тему тропов и клише, от которых фильм буквально трещит по швам, то вызывает особое недоумение, что некоторые особо ушибленные критики фильма восприняли Чумного доктора как однозначно положительного персонажа. Я понимаю, когда такое говорят и пишут юноши бледные со взором горящим, но когда этим юношам крепко за 30… Ребят, я вам сейчас открою страшную тайну: тема народного мстителя-одиночки — это очень популярный сюжетный ход и прием повествования, который, однако, в реальной жизни не работает. Даже в фильмах такой персонаж либо погибает в конце, и лучшее, что у нас есть — это неопределенный намек на не самое радостное будущее, как, например, в «V значит Вендетта», либо едет кукушечкой, как Разумовский, и в конце нам говорят о каких-то невнятных реформах. И это — единственный возможный исход событий, потому что зрелый человек понимает — убийство даже всех олигархов и продажных судей ничего не даст. Как сказал Джо в своем ролике, принцип «нужно, чтобы все хорошие собрались и убили всех плохих» не даст ничего, кроме террора и бессмысленного кровопролития.

Странно, что люди, считающие себя коммунистами, забыли, как делаются революции. Давайте я напомню вкратце: они совершаются большой группой хорошо подготовленных людей, на стороне которых стоит значительная часть населения, и у которых есть деньги, оружие, снаряжение и — главное! — программа и четкий план действий. А не фриками в дурацких костюмах и с огнеметами.

Серьезно, ребят? Человек, стримящий зверские убийства? Человек, сознательно толкающий своих последователей делать за него грязную работу и рассчитывающий, что их всех намотает на гусеницы, когда в город войдет армия? Человек, мечтающий построить дивный новый мир в пределах даже не одного государства, а одного города? Это ОН — настоящий герой? Извините, но мне страшно после таких заявлений ходить с вами по одним улицам.



Из противоположного лагеря слышатся другие аргументы, мол, образ борца за все хорошее против всей херни специально показан в виде поехавшего хиккана с раздвоением личности. Ленин вон вообще сифилитиком был, значит, они все такие! Скажу честно, мне это даже комментировать не хочется, потому что для того, чтобы увидеть в типичном комиксовом злодее Ленина/Сталина/Путина/Навального/жыдомасона/рептилоида с Нибиру, нужно очень замысловато долбиться в мозг и глаза.
Что же касается утверждения, что фильм — это пропаганда запрета соцсетей, но у меня для его адептов плохие новости: соцсети, котятки, равно как и прочие достижения цивилизации — это всего лишь инструмент. Вопрос лишь в том, как ты будешь его использоваться. Ножом можно нарезать салат или соседа — будь достаточно умен, чтобы сделать правильный выбор. Я, активный сторонник прогресса и развития технологий, часто спорю с противниками этих ваших интернетов, которые жалуются, мол, обколются своим Ютубом, а потом стреляют в одноклассников. На то человеку и дан мозг, чтобы вовремя сообразить, что его стараются спровоцировать на что-то. Если бы мне прислали видео, где человека жруг заживо, я бы точно не стала радостно это репостить и ставить лайки, а скорее сообщила, куда следует.

Что плавно подводит нас к тому, что большинство крикунов также не в курсе, как работает полиция. Я не обеляю нашу кривоохранительную систему, так как самую малость в курсе, как она функционирует. Это в вузе нас учат, что юрист — это гарант законности и порядка, а потом выясняется, что нет. Охрана закона и порядка — это куча уголовных дел на одного следователя, дежурства по 2 суток подряд, анализы рвотных масс и спермы, а также общение с таким контингентом, от которого рядовой гражданин старается держаться как можно дальше. Не нравится, что Гром «крышует» бандитов? Почитайте, что такое работа с информаторами. Вот это оно и есть. А «крыша» — это если бы бандюган делился с Игорем частью незаконной выручки. Работа с информаторами, котятки, это целый пласт оперативно-розыскной психологии. Да-да, именно психологии, потому что мало информатора найти, его еще и нужно склонить к сотрудничеству, используя его слабости — корысть, страх быть разоблаченным и т.д. Впрочем, не буду цитировать учебники по оперативно-розыскной работе, кому надо, тот сам найдет. Скажу лишь, что и этот якобы минус фильма таковым не является — это обычная практика.


Екарный бабай, жми!

Ну и отдельно доставляют придирки кумачистов к тому, что якобы дольше слишком долго показывали памятник Александру III (аж целых несколько секунд, да и вообще потом объяснили, что это местный питерский прикол), а Разумовский сравнивает ставит революцию в один ряд с другими катастрофами, которые пережило старое здание. А что должен был сказать матерый либераст? «Интернационал» исполнить? Ребят, в таком случае вы фильмом ошиблись — для вас есть «Ленин в октябре».
В общем, чем дальше я смотрела фильм, тем больше убеждалась — 98% этих придирок высосаны даже не из пальца, а явно другого места. Излагали их люди, которые либо не смотрели фильм, а разоблачения строили основываясь на трейлере, либо не в курсе, что такое кино-комикс, либо не в курсе, как работает пропаганда и тем более — как работает полиция и общественные отношения. Опять таки, повторюсь — я не считаю фильм идеальным, в нем есть, к чему придраться. Однако он не заслужил и сотой доли того дерьма, которое на него вылили просто за то, что он не сделал сразу и всем приятно.

Но это была, так сказать, критика критики. Давайте же о вернемся к самому фильму. Я помню, что многие ругали саундтрек, мол, и Цоя там похабно перепели, и рэпчина не к месту. Однако я, будучи поклонницей группы «Кино», от вступления не плевалась, даже наоборот. Как человек, который не любит каверы и не особо воспринимает женский вокал, я оценила начальные титры. Сделаны они очень красиво — в российском кино я подобного не припомню. Что же касается рэпа и прочей музыки, которую бы лично я для удовольствия слушать не стала, то в фильме она не бьет по ушам, а именно что ненавязчиво играет фоном. НО! Сомнение вызвал кавер на «Поезд в огне» в финальных титрах. Может, у меня опять разыгралась паранойя, а может и правда финальная доминанта осталась за Чумным Доктором. Здесь я ставлю создателям фильма минус в карму. Лучше было бы закончить его чем-нибудь нейтральным.

Но если сам фильм как минимум неплох, а как максимум в десятки раз лучше, чем всякий сблев типа «Прадедушки легкого поведения», почему же он оказался таким громким кассовым провалом?

Во-первых, дурную службу сослужило практически полное отсутствие фан-базы, которая помогла бы фильму окупиться. Тот, кто не знаком с первоисточником или хотя бы с человеком, который знаком с первоисточником, вообще вряд ли бы понял, что это за фильм и о чем он. Флагманом Гром был в исключительно в рамках фанбазы Бабл, которая составляет фракцию фанбазы какого-нибудь Бэтмена или хотя бы Спауна.
В России в принципе нет такой развитой и раскрученной индустрии комиксов, как на Западе, поэтому подобное кино — это зернышко, посаженное в сухую и бесплодную почву. Да, скудные кассовые сборы обеспечили эти посевы некоторым количеством воды и удобрений, но чтобы на месте голой пустыни расцвел райский сад, этого явно маловато.

Во-вторых, привет всем, кто орет с пеной у рта, что «Майор Гром» — это пропаганда. Если бы это было так, то на сеансы сгоняли бы школоту и бюджетников, а реклама неслась бы из каждого утюга, как было с «Викингом», гей-драмой «Т-34» и поделиями Федора Бондарчука. Понятно, что члены отечественной гик-тусовочки были в теме. Но, например, я, совершенно посторонний человек, узнала о фильме только от своих друзей-гиков. То есть, рекламная кампания у фильма была вообще никакая. Визги о том, как фильм раскручивали и навязывали из каждого утюга, на этом фоне смотрятся особенно смешно, ведь даже рекламу по телевизору Бабблам пришлось покупать на общих основаниях, и заключалась она в прокрутке трейлеров в рекламном блоке. Некоторые всерьез называют это "поддержкой, оказанной федеральными СМИ".

Ну и в-третьих, время сеансов. Я не сторонник теории заговора, но тем не менее вижу какое-то осознанное вредительство в том, что по крайней мере в нашем городе фильм шел в максимально неудобное время.
В Ханты-Мансийске всего 3 (UPD: 4, и в последнем можно было сходить в удобное время. Правда, находится он у черта на рогах) кинотеатра. Я специально проверила время во всех трех, и картина, дорогие мои товарищи, крайне печальная:


Скажите, ребятки, много ли народа пойдет в кино в 9-10 утра в будни? Я смогла лишь потому, что из-за разницы во времени уроки у меня начинаются только после обеда, и утро получилось свободным. Да и то до зрительного зала было добраться непросто, причем, настолько непросто, что я вообще могла туда не попасть. Погоды в наших местах стоят на редкость паршивые, так как река вскрылась, и мне пришлось преодолевать путь, сопротивляясь порывам ледяного ветра и хлопьям снега. Но я вообразила себя Амундсеном и все-таки дошла до кинотеатра. Однако там меня ждали новые удивительные приключения — график работы, сообщавший, что двери откроются только 10 часов (а у меня сеанс на 9.05). Понимая, что на такой случай где-то должен быть запасной вход, я обошла здание кругом. Женщина, курившая на крыльце, жестом показала, что обойти нужно с другой стороны. Когда я подошла, ее уже не было, и передо мной стоял сложный выбор, в какую из нескольких дверей зайти. Когда мне все же удалось попасть внутрь, я оказалась в лабиринте коридоров, по которым вышла аж к кабинету директора. Я уже начала терять надежду и испугалась, что мне суждено здесь заблудиться и погибнуть, но на мое счастье на одном из этажей я встретила уборщицу, которая показала, как выйти к кинозалу. И вот наконец-то я нашла заветную дверь с надписью «Посторонним вход строго воспрещен!» и вышла туда, куда нужно. К чему весь этот печальный рассказ? Да к тому, что давайте подумаем вместе — сколько человек забило на этот квест к чертовой матери? Думаю, что как минимум несколько — не все могут позволить себе такие увлекательные пробежки по утрам. Да, в одном кинотеатре сеансы есть уже вечером. Но… Кинозал там чуть больше моей квартиры и вмещает всего 50 зрителей. Так что у фильма физически не было возможности собрать здесь какие-то серьезные деньги.

Хотя, если честно, оценивать фильм по тому, сколько он собрал в прокате, мне кажется как минимум странным. Огромное количество культового кино в свое время с треском провалилось в кинотеатрах, однако спустя какое-то время многие картины стали классикой своего жанра: моя любимая «Дюна» Д. Линча, «Побег из Шоушенка», «Бойцовский клуб», «Судья Дредд» 2012 года, оба «Бегущих по лезвию» и т.д. Прокат — это далеко не всегда индикатор народной любви к произведению. Прокат — это про рекламу и деньги. А я, уж простите мне мой наивный романтизм, любовь с деньгами не мешаю.

И уж конечно я не могу не послать порцию отборнейших лучей добра тем, кто запустил весь этот поезд хайпа и неустанно подкидывал в его топку говно. За свою жизнь я посмотрела огромное количество фильмов про полицейских, и ни одного долбаного раза на моей памяти подобный фильм не называли пропагандой борьбы со свободомыслием.

Кринжегенераторы заметно возбудились: никогда такого не было, и вот опять — коп, плюющий на приказы, борется со злодеем, у которого есть мотивация, своя мораль, да и вообще он в чем-то прав. Этот троп появился еще во времена нуарных детективов в шляпах, но вызвал такое бурление лишь полвека спустя. Смотрите, какой кошмар — полицейский не показан коррумпированным упырем, пожирающим на завтрак совестливых диссидентов! Гоните его! Насмехайтесь над ним! Однако если посмотреть трезвым взглядом на весь отечественный криминальный жанр, то внезапно выяснится, что в большинстве случаев сотрудники правоохранительных органов как раз-таки показаны борцами со злом, даже если это зло в чем-то (или во всем) право. Так почему же нет такого яростного бомбежа в адрес многочисленных поделий с НТВ и 5 канала? Если уж быть совсем честными, то от моего любимого сериала «След» страдает намного больше неокрепших умов, чем от провалившегося в прокате кинокомикса — насмотрятся этого криминального фентези и думают, что и в реальности можно секунду сделать анализ ДНК, выделенного из потожирового следа, оставленного на волоске домашней собачки жертвы. Спойлер: так не бывает.

Возможно, проблема в том, что фильм вышел слишком поздно. Если бы премьера состоялась во времена Болотной или хотя бы до последних событий в связи с королем школоты Лехой Анальным, которого поклонники теперь форсят по любому поводу, то выстрелило бы так, как надо. Но поскольку были пересъемки, задержавшие выход фильма, получилось как получилось.
К тому же, сейчас доверие к власти намного ниже, и это тоже сыграло на руку критикам фильма. Они тут же стали орать, что комиксы «мусорнулись», главный герой крышует бандитов, а также лично изнасиловал родных и близких всех, кому фильм не понравился. Пока я это писала, Джек в своей статье озвучил наши разговоры из красконского чатика, сравнив реакцию на «Майора Грома» с реакцией на игру Cyberpunk 2077. Потому что она была почти идентичной и вызвала у нас, мягко говоря, легкий ах…й — вместо того, чтобы поддержать интересный проект, который выделяется из общей массы скучного шлака, многие начали кричать «Распни его!» и желать студии-разработчику разорения, а создателям фильма — жуткой смерти. В общем, теперь оба произведения — этакий тест на адекватность.

Тем, кто фильм не смотрел, я его крайне рекомендую. Посмотрите и составьте свое мнение, а не слушайте наглых хайпожоров.
И нет, я не буду ставить никакие хэштеги — этот поезд хайпа уже ушел, выводы сделаны, Бобик сдох. Поскольку фильм не окупился, продолжений не будет, да и вероятность того, что по нормальным отечественным комиксам что-то снимут, стремится к нулю. Абсолютному. Возможно, активность в интернете и прокат фильма за рубежом хоть как-то помогут действительно хорошему и интересному произведению, но я предпочитаю быть пессимистом и параноиком — в этом случае ты всегда либо прав, либо приятно удивлен.


Бонусом - ролик Дяди Джо:
Tags: важнейшее из искусств, идиоты, история, красота!, ничоси!, общество, охраняшки, прапалитегу, уголок тщеславия, фейспалм
Subscribe

  • Новые книги

    Я - типичная девочка-гуманитарий, однако питаю к космической теме особую страсть. Да, я плохо разбираюсь в конструкции космических кораблей, для меня…

  • Логика азиаЦкой еды

    Недавно открыла для себя всю крутотень орехового соуса. Хотела купить еще салат чука, но было лень, поэтому я его ради эксперимента добавила в…

  • А теперь к новостям спорта

    Когда нашей олимпийской сборной запретили использовать национальный флаг и гимн, охраняшки возбудились, что будут исполнять "Катюшу". - Бей…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments